Новости
01/06/08Сайт запущен
НазадЖурналы
10/07/2014 №7
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ КАК ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Биджиев Асхат Солтан-Муратович
Котова Изабела Борисовна
Аннотация
В статье обозначены основные подходы к изучению характеристик старших школьников, сформировавшиеся в теоретических и эмпирических работах отечественных и зарубежных психологов. Показано, что отечественные психологи сделали акцент на выделении задач развития, на качественных изменениях личности, включая потребностно-мотивационную сферу, особенности интеллектуального развития, общения и межличностных отношений. Авторы обращают внимание на то, что психологи выявили наличие следующих изменений: усиление личностного, динамического аспекта самовосприятия, формирование целостного отношения к себе, проявление все большей дифференцированности по отношению к результатам своей деятельности, расширение границ собственного «Я» и т.д. Показано, что в старшем школьном возрасте мотивы перестают быть рядоположными, выстраиваются в иерархическую систему и действуют на основе осознанных жизненных целей и намерений. Подчеркивается, что задачи смыслообразования в период ранней юности становятся центральнымКлючевые слова
старшие школьники, психологические новообразования, ценностные ориентации, жизненные смыслы, онтогенез, идентичность, жизненная перспектива, социальная зрелость, самосознание, самоопределение, самопроекция, личностные позиции.
Библиография
1. Kovar, L.C., 1979. Wasted Lives A Study A Children in mental Hospital and their Famili es. N.Y: Gardner Press. 2. Епимахина Ю.В. Коррекционно-развивающая программа развития личностной рефлексии и формирования смысложизненных ориентаций у старших школьников // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2006. С. 66-69. 3. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. Т. 1. 4. Котенко Ю.В. Психологические особенности развития самооценки и уровня притязаний старших школьников в условиях профильной дифференциации обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. 2007. № 1. С. 94-97. 5. Фельдштейн Д.И. Указ. соч. 6. Асмолов А.Г. Со-действие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование / под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. Вып. 6. С. 39-44. 7. Исаева О.М. Особенности личностного выбора в ранней юности