Новости
01/06/08Сайт запущен
НазадЖурналы
05/05/2011 №5
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАЩИМИСЯ
Аннотация
В статье исследуются составляющие понятия «речемыслительная деятельность », его связи с понятиями «мышление», «общение». Отмечается, что речь понимается как способ формирования и формулирования мысли посредством языка и как орудие, средство всех видов речевой деятельности. Делается вывод о соотношении коммуникативного элемента с дидактическим элементом, который представляет собой дидактическое взаимодействие учителя и учащихся. Предлагается понимание речемыслительной деятельности в дидактическом взаимодействии как обучения учащихся мышлению посредством формирования у них грамотной речевой деятельности. Рассматривается общий единый механизм мышления, который актуализируется через свою коммуникативную функцию. Обосновывается целесообразность понимания речемыслительной деятельности учителя (устный и письменный текст) как основания его профессиональной подготовки к дидактическому взаимодействию с учащимися.Ключевые слова
речемыслительная деятельность учителя, профессиональная подготовка учителя, дидактическое взаимодействие учителя и учащихся.
Библиография
1. Артемов В.А. Речевой поступок // Преподавание иностранных языков: Теория и практика. М., 1971. С. 258–269. 2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 3. Веккер Л.М. Психологические процессы: Мышление и интеллект. Л.: ЛГУ, 1976. Т. 2. 4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 5–361. 5. Жинкин Н.И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. 1955. № 3. С. 22–34. 6. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие. Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1979. 7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 9. Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 1. С. 107–115. 10. Филиппенко Н.И. Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся как объект профессиональной подготовки учителя // Сибирский п